Распятие Господне
Главная
Иконостас
Распятие Господне
2 дня до Пасхи (Великая Пятница)
Канон Честному Кресту
Канон Честному Кресту
Тропарь
Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.
Перевод: Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровью: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!
Кондак
Нас ради Распятаго, приидите, вси воспоим: Того бо виде Мария на Древе и глаголаше: аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой.
Перевод: Придите все, Распятого за нас воспоем. Ибо Мария увидела Его на Древе и восклицала: «Хотя Ты и распятие претерпеваешь, Ты – Сын и Бог мой».
Господь идет на крест добровольно, не вынуждаемый к этому никакой необходимостью.
По Своей человеческой природе Господь был в борении и страхе, Он молился об избавлении от смерти. В Богочеловеке не было греховного корня, Он не должен был умирать. Но Он подчинял Своею человеческую волю Божественной, и потому страдание было для него добровольным.
Безгрешный, Он принял на Себя все последствия греха, вплоть до полной Богооставненности. «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мк, 15:34) – восклицает на кресте человек Иисус Христос, готовясь сойти в адские бездны.

Есть точная святоотеческая мысль: «Нам надо было, чтобы Бог воплотился и умер, чтобы мы могли ожить». Все, совершенное Богом, совершается для человека, по беспредельной Его любви к Своему высшему творению. Крестная смерть Спасителя неотделима от изначального Божественного замысла. Этот замысел никогда не менялся, он состоит в свободном соединении с Богом каждой человеческой личности, обожения людей и через них – всей вселенной.
После грехопадения люди отпали от Своего Творца, подчинившись закону разделения, закону греха. Смерть, как закономерное следствие нового образа жизни, стала не «местью Разгневанного Бога», но наказанием Любящего Отца. Она положила предел развитию греха в человеке и дала возможность каждому осознать свое плачевное состояние расколотой жизни.
Крестный подвиг Спасителя превратил смерть из конечной станции в пересадочную. Сделал ее одним из этапов Вечной жизни. Господь сошел во ад и ада не стало. Он умер – и смерть потеряла свою силу.

Закон греха поработил человека дьяволу и падшим духам. Подчинившись этому закону, Иисус Христос уничтожил его и искупил человека из плена. Освобожденное творение восстанавливается, становится способным воспринимать Божественную благодать, преображаться ею и преображать вселенную.
Источник: Владимир Николаевич Лосский, «Догматическое богословие»