Божественная Литургия
Главная
Богослужение
Божественная Литургия
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Евангелие от Матфея, глава 26, стихи 26 - 28
Что такое Литургия
Литургия – богослужение, центром которого является главное Таинство Церкви – святая Евхаристия. В первые годы существования Церкви это священнодейство не называлось Литургией и выглядело совсем не так, как в наши дни. Оно представляло собой повторение той Тайной Вечери, которую Господь Иисус Христос совершил в иерусалимской горнице со своими учениками. Но по своему смыслу, по своей цели, это было то же самое действо, которое совершается сейчас в наших храмах.

Название службы «Литургия» означает «общее дело». Общее дело Церкви, народа Божьего, собравшегося в храме для восхождения на Небо, к Престолу Живого Бога. Люди собираются не просто помолиться или насладиться красотой службы. Они собираются по зову самого Христа, для участии в Его служении, в деле, общем у христиан с Самим Богом. В этом общем деле участвуют не только люди, пришедшие на службу. Незримо, но реально участвует в ней вся Церковь: ангельские силы, святые подвижники, живые и усопшие христиане всего мира и всех времен. Совершающаяся в одном конкретном храме Литургия – это не самостоятельная служба, это часть одной общей Службы, совершаемой Церковью, возглавляемой Самим Христом.
Проскомидия
Начало Литургии незаметно для большинства людей. Оно совершается священником в Алтаре, за высоким иконостасом, вполголоса. Священник готовит евхаристические дары – просфоры.Одной из них, Агничной просфоре, предстоит стать Телом Христа. Другим – Богородичной, девятичинной, заздравной, заупокойной – стать зримым свидетельством участия в Таинстве всей полноты Церкви – Божьей Матери, святых и всех христиан, живых и усопших. Из этих четырех просфор вынимаются частицы за членов Церкви, в частности, за тех людей, которые указаны в записках, поданных на проскомидию. И очень хорошо, если в храме в этот момент уже стоят люди, уже участвуют
Литургия оглашенных (Литургия Слова)
Начало Литургии оглашенных, Антифоны

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». В самом начале Литургии, этого пути к соединению с Богом, священник указывает конечную цель – Царство Божие. Подлинное отечество тех, кто собрался в храме, кто принял и исповедал свое отечество как единственно желанное, кто устремился к нему всей душой. Тех, кто согласился увидеть в обретении Небесного Отечества окончательное решение своей совести, смысл своей жизни. Люди стали на путь, ведущий в совершенную радость и благодарностью наполнены их первые общие молитвы. «Благослови, душе моя, Господа!»

Малый вход (Вход с Евангелием)

Священник, высоко подняв Евангелие, торжественно входит в алтарь. Что это? Это наше человеческое вхождение из ветхого, земного состояния, в новое, Небесное измерение жизни. Христос вознес к Престолу Отца человеческое естество. Он открыл людям неложное Царство Божие, и люди, возглавляемые священником, восходят к Престолу Небесного Отца, воспевая песнь, которую вечно поют у Его Престола ангелы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!» Земная Церковь присоединяется к Церкви Небесной, люди и ангелы совместно предстоят теперь пред лицом Бога.

Чтение Священного Писания

И когда восхождение совершено, священник оборачивается лицом к народу со словами «Мир всем!» Этот мир – Сам Иисус Христос, который Сам в Себе явил Бога и примирил с Ним человека. Это мир между Богом и Его творением, в этом мире и происходит явление Царства Божия. И теперь, в этом подлинном мире, прозвучит проповедь Евангелия как звучание Слова Божия, воспринимаемое и вмещаемое стоящими в храме людьми.

Прилежное моление, Окончание Литургии оглашенных

«Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем…» Просвещенные Словом Живого Бога, предстоящие Ему люди молятся о всей Церкви. О всех живых и усопших. Именно усопших, а не умерших, так как у Бога все живы. Если Иисус Христос воскрес, если врата ада разрушены и если для предстоящих людей все это не пустой звук, но надежное упование, то смерть тела – не окончательная смерть, а сон. Собравшиеся в храме люди молятся обо всех. И о своих, и о тех, кто еще не стал своим. Пусть давно в Церкви нет института оглашенных, никто не готовится к Крещению годами, но многие все так же стоят на пороге Церкви, не решаясь войти. О них – отдельная молитва предстоящих Богу людей.
Литургия верных
Начало Литургии верных, Великий вход, Исповедание веры

«Иже Херувимы...» Вместе с Херувимами люди возносят Богу молитву. В торжественной процессии священники несут в престолу хлеб и вино, которым предстоит стать Телом и Кровью Спасителя. Люди приносят к Престолу Бога свою жертву. Жертва эта – всякое терпение Бога ради, вся совестливая жизнь, как искусство богопочитания и человеколюбия, и жизнь всего мира. Самая главная, единственная необходимая жертва уже принесена Христом на кресте. Жертвуя Богу свою жизнь, люди принимают плод этой непостижимой, надмирной Жертвы, входят в небесную Евхаристию, совершаемую Христом со своими учениками. «Верую во Единого Бога…» Предстоящие в храме люди – ученики Христа – произносят Символ Веры, исповедуют свою веру в Того, Кто стал центром их жизни, Кто стал самой их жизнью.

Евхаристический канон (Анафора)

«Горе имеим сердца!» Сердце человека не должно оставаться привязанным к земле, когда открыто, предложено Небо, Царство Божественного света, абсолютное надмирное счастье. «Благодарим Господа!» Собравшиеся в храме люди, в единстве со Христом, участвуют в этом всеобъемлющем Благодарении. Исполняется Таинство, земная пища претворяется в пищу небесную: в Тело и Кровь Христа. Молитва Благодарения фокусируется на той ночи, на той горнице, где совершает Христос Пасху со своими учениками. «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Все это – победа и воцарение Христа. То самое дело, которым явил Бог Свою безграничную любовь, тот Дар, причащение которому и становится исполнением Царства Христова в жизни каждого конкретного человека.

Приготовление к Причащению, Святое Причащение

Люди, стоящие в храме, уже не разделены. Они уже не каждый сам по себе, они – в единстве со всей Церковью, готовятся принять причастие «во единого Духа». Они едиными устами дерзновенно исповедуют Бога своим Небесным Отцом. И в этом единстве приступают к Святой Чаше.

Окончание

«С миром изыдем». Евхаристия исполнена и наступает время возвращения в мир. Люди не просто «отпускаются», они «посылаются» в повседневную земную жизнь, чтобы нести в эту жизнь то свидетельство, тот опыт, тот мир, который они получили. Посылаются, чтобы служить Христу и его Царству.
Источник: протопресвитер Александр Шмеман, «За жизнь мира»