Господь Иисус Христос
Главная
Иконостас
Господь Иисус Христос
  1. Спас в Силах
  2. Господь Вседержитель
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Евангелие от Иоанна, глава 1, чтих 14
Все, что известно о Пресвятой Троице, было открыто через воплощение Бога. Творец Вселенной входит в ткань материального мира и являет себя людям. Оставаясь Богом, Он становится человеком, подобным остальным людям во всем, кроме греха. Господь Иисус Христос соединил в Себе Самом Божественную и человеческую природы, восстановив таким образом возможность соединения с Богом для всего человечества и для каждого конкретного человека.

Грехопадение прародителей разлучило человека с Богом. Это трагическое разделение излечивается самим фактом Боговоплощения. Однако, остаются два препятствия, связанные с падшим состоянием человеческой природы: грех и смерть. Простое уничтожение их было бы насилием над богодарованной свободой, которая и породила эти беды. Бог самостоятельно погружается в глубины смерти и ада, обезвреживая их и создавая возможность уврачевания греха.

Бог умаляется, чтобы человек смог возвысится, пройдя Его путем. Бог становится человеком, чтобы человек мог стать богом.

Спасение человека от греха и смерти осуществляется всеми Тремя Лицами Бога. Отец посылает Сына, Сын проявляет послушание, Святой Дух содействует воплощению.

Воплощенный Сын Божий принимает на себя человеческую природу, всю без остатка. У него появляется человеческое тело, человеческая душа и человеческий дух, которые не поглощаются и не уничтожаются Его Божеством, но существуют одновременно с ним. Дело Искупления, которое осуществляет Спаситель, состоит в добровольном подчинении человека Иисуса Христа Богу Иисусу Христу.

Пресвятая Троица – это одна Божественная природа в Трех Лицах. Подобно этому, Иисус Христос – это две природы в Одном Лице. Каждая из природ Христа – Божественная и человеческая – имеет свою волю. Божественная воля Христа совпадает с волей Отца. Человеческая воля ей свободно подчиняется. Человек Иисус Христос идет на крест не потому, что Его заставляют, крестная смерть – Его свободный выбор.

Являясь полноценным человеком, Христос остается полноценным Богом. Его Божественные энергии пронизывают Его человеческое Тело. Бог Иисус Христос продолжает удерживать весь этот мир в тот момент, когда человек Иисус Христос висит на кресте. Уничижение Бога – не единичный акт, не внезапное решение, но проявление Самого Его существа, которое есть Любовь, отдающая любимому всего себя до полного самоотвержения.

Божественные категории не укладываются в человеческие представления о логике, потому непостижимы рассудком. Но они постижимы опытом жизни с Богом. Божественные тайны открыты для человека, их возможно постичь, пройдя путем, который проложил Спаситель. Человек, приобщающийся Божественной любви, приобщается этим тайнам, потому что любовь лежит в их основе. По беспредельному уважению к человеческой свободе, Бог являет людям скорбную плоть Распятого на кресте, и только глаза верующего, в ответном акте любви к Богу способны разглядеть в Лице умирающего Лицо Дающего Жизнь.
Источник: Владимир Николаевич Лосский, «Догматическое богословие»